Железнодорожные мастерские.
В начале XX века здесь работало 1200 человек. В восьми цехах ремонтировались паровозы, деревянные пассажирские и товарные вагоны, кроме этого мастерские поставляли чугунное литье для нужд Енисейской губернии. Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только Красноярска, но и всей Енисейской губернии.
Газета «Енисей» сентябрь 1898 года: «Быстрота застройки мест, взятых железнодорожными мастерами и рабочими за вокзалом на Афонтовой горе, поразительна. Несколько недель тому назад, кроме голой степи, ничего не было видно, а теперь там находится целый ряд построек, образовавших несколько улиц».
Название «Николаевская слобода» было придумано ее жителями, без вмешательства городских властей, в честь императора Николая II в знак признательности «за дарованную железную дорогу, дающую материальный источник жизни». Вслед за Николаевкой появилась Алексеевка, а позже – Таракановка (рядом с железнодорожным мостом у подножия Афонтовой горы).